Сертифицированный поведенческий аналитик Екатерина Жесткова о книге Дебры Лич «Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС».

С педагогом-психологом и сертифицированным поведенческим аналитиком Екатериной Жестковой беседовала заместитель руководителя центра диагностики и консультирования «Надежда» Московского городского психолого-педагогического университета, ответственный секретарь редакционного совета Издательства «Оперант», Маргарита Оларь.

МО: Екатерина, Вы профессионал в области прикладного анализа поведения, работаете с детьми с расстройствами аутистического спектра, и должно быть знакомы с книгой Дебры Лич «Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС», где содержится много конкретных примеров и прикладных советов для учителей массовых школ. Как Вы думаете, насколько сложно будет нашим учителям воспринять такого плана литературу? Смогут ли наши педагоги овладеть знаниями в этом пособии самостоятельно?

ЕЖ: Безусловно смогут, книга написана очень доступным языком, содержит много практических примеров и рекомендаций. Уверена, что многие из вопросов, которые сейчас волнуют учителей и воспитателей, разрешатся после прочтения книги. Доктор Лич рассказывает об особенностях людей с РАС, которые нужно учитывать в работе, о принципах и процедурах прикладного анализа поведения, о том, как на практике АВА применяется в классе, как организовать работу учителя, его помощников. В книге читатель найдет множество практических примеров, образцы таблиц для сбора данных, рекомендации.

 

МО: На Ваш взгляд, какой категории специалистов данное пособие будет наиболее полезным?

 

ЕЖ: Книга будет интересна и полезна широкому кругу читателей: специалистам, помощникам, волонтёрам, тем, кто ежедневно работает с людьми с особенностями развития, помогает им учиться, общаться, и стремиться сделать жизнь людей с особенностями развития интересной и насыщенной.

 

МО: По вашему мнению, может ли данное пособие да и вообще специализированная зарубежная литература, которая со временем начнёт появляться в магазинах и будет доступна нашим специалистам, повлиять на развитие инклюзии в нашей стране? Можно ли надеяться, что со временем психологи, педагоги, учителя общеобразовательных школ начнут самостоятельно обращаться к таким пособиям для того, чтобы повысить свои профессиональные навыки?

 

ЕЖ: Вы знаете, я часто работаю со взрослой аудиторией, со школьными педагогами, специалистами, практикующими частным образом. И я обратила внимание, что школьные учителя часто стесняются задавать вопросы, а иногда говорят о том, что новые методики вызывают у них беспокойство, тревогу. Особенно много споров бывает о присутствии в классе (или группе) дополнительных взрослых людей (тьюторов или помощников). О том, как сложно, и даже невозможно в ходе урока решать дополнительные задачи, например, собирать данные. Мне кажется очень важным вдохновить наших учителей и воспитателей, поддержать их, чаще говорить о том, как нам важен и нужен их опыт и знания. Тогда новые методики будут проще входить в обыденную школьную жизнь. Главное для нас сейчас помочь учителям увидеть, что в результате применения новых методик работа их станет гораздо эффективнее, дети станут лучше сотрудничать, спокойнее себя вести, самостоятельно выполнять те задания, в которых сейчас им приходится постоянно помогать. Когда эти перемены начнут происходить, вся жизнь класса – а значит и учителя – изменится в лучшую сторону. Тогда конечно появится желание узнавать больше и больше, прочесть еще книгу, пойти на конференцию или послушать вебинар.

 

 

 

МО: Какие примеры (кейсы) из книги Дебры Лич Вы чаще всего встречали в своей практике? Насколько методы взаимодействия с учащимися с РАС, приведённые в книге, универсальны? Будет ли это «работать», что называется, в наших школах?

 

ЕЖ: В книге доктора Лич много примеров, примеры эти очень наглядные и жизненные. Именно поэтому книга имеет большую практическую ценность. Сложно выделить один какой-то наиболее распространенный пример. Если вы откроете, например, раздел, посвященный развитию навыков социального взаимодействия и поведению в группе, вы увидите примеры, которые я не побоюсь назвать классическими: это и недостаток инициативы в общении, и стремление покинуть группу (уединиться), и многие, многие другие особенности поведения, с которыми педагоги и родители стакиваются каждый день.
В книге доктор Лич описывает методики, основанные на общих, базисных принципах и законах поведения. Правильно применяемые методики прикладного анализа поведения не могут не работать так же, как не может то работать- то нет закон всемирного тяготения. Самое главное в применении метода четко следовать рекомендациям и протоколу, собирать данные и своевременно делать нужные выводы. Когда-то мы проанализируем нашу работу и решим, что все идет прекрасно, поведение изменяется в нужную сторону. Когда-то мы увидим, что работа могла бы быть более эффективной и нужно что-то изменить, в иногда – что цель достигнута, работа завершена и нам нужны новые цели. При таком подходе, работая вместе, как одна команда профессионалов, привлекая к сотрудничеству семью ребенка у нас нет шансов на то, что методика «не сработает»

 

МО: Скажите пожалуйста, почему прикладной анализ поведения при работе с детьми с ОВЗ, включая и детей с РАС, помогает? Возможно, для Вас этот вопрос прозвучит забавно, однако думаю, для многих учителей он может быть вполне серьёзным и актуальным. Почему метод, описанный в книге Дебры Лич, действительно помогает?

 

 ЕЖ: Существует много разнообразных заблуждений о том, откуда «берется» тот или иной вид поведения. В более сложном случае какой-то вид нежелательного поведения рассматривается как неотъемлемая характеристика человека с РАС. Прикладной анализ поведения позволяет посмотреть на ситуацию (или проблему) немного иначе, через другие очки или из другого окна. Если мы согласимся, что на поведение нашего ученика в огромной мере влияют события и явления в окружающей среде, мы получим способ изменять поведение через изменение окружающей среды. А так как одним из факторов окружающей среды являемся мы сами – и зачастую очень важным фактором – нам предстоит изменить собственное поведение. Итак, мы станем давать четкие и ясные инструкции, следить за тем, чтобы они выполнялись, мы будем всегда поощрять ребенка за хорошее поведение и не станем кричать и топать ногами, если ребенок ведет себя неважно.

 

Цели, над которыми мы будем работать, будут посильными для ребенка, подходящими по уровню сложности, имеющими ясные и четкие критерии достижения. Доктор Лич приводит множество примеров удачно сформулированных целей и тех целей, над формулировкой которых еще нужно поработать. Например, цель «будет содержать рабочее место в порядке» слишком расплывчата, будет сложно определить, действительно ли стало больше порядка на рабочем столе. Цель определяется четко, например, вот так: «ученик убирает незаконченную работу в специальную корзину, при этом ему не требуется больше 2 напоминаний в неделю». Мы не напишем «будет принимать участие», так как будет не совсем ясно, что значит «принимать участие», а поставим четкий, измеримый критерий: «будет самостоятельно реагировать на обращение других и сам проявлять инициативу дважды в течение 15-минутной совместной деятельности».

 

Если окружающая среда вокруг ребенка со сложностями в развитии или поведении так четко структурирована, все взрослые действуют как одна команда, всегда поощряя хорошее поведение и выполняя рекомендации поведенческого специалиста если ребенок ведет себя неважно, результат – изменения в поведении ребенка – не заставит себя долго ждать.

 

МО: Готовы ли Вы подключиться к разработке вебинаров и серии видео-лекций на основе книги «Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС» для учителей общеобразовательных школ?

 

ЕЖ: Я буду очень рада принять участие в работе, направленной на распространение информации о прикладном анализе поведения как о методике помощи людям с ОВЗ и РАС для школьных учителей.

 

МО: Что Вы  могли бы посоветовать специалистам, впервые взявшим в руки книгу Дебры Лич?

 

ЕЖ: Самое главное пожелание – успеха вашим ученикам. Учитель это одна из прекраснейших профессий на земле, уверена, что книга поможет сделать вашу работу еще лучше. Доктор Лич щедро делится со страниц книги своим опытом и знаниями и все, что вам нужно – решиться последовать ее рекомендациям.

 

МО: Екатерина, большое спасибо, что нашли время ответить на наши вопросы!

 

Источник:  PsyJournals.ru