Аннотация на издание Поля Альберто и Энн Траутман «Прикладной анализ поведения: учебно-методическое пособие для педагогов, психологов, учителей-дефектологов» доцента кафедры логопедии Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, кандидата педагогических наук, доцента Л.А. Тишиной
Работа П. Альберто и Э. Траутман «Прикладной анализ поведения: учебно-методическое пособие для педагогов, психологов, учителей-дефектологов» в США подготовлено уже к девятому изданию. В течении более чем тридцати лет авторы ведут практическую деятельность, результаты которой систематически обобщают в публикациях. Востребованность данного пособия подтверждается и сохраняющимся работу над пособием более тридцати лет, что свидетельствует о неослабевающем интересе к использованию прикладного анализа поведения специалистов разных отраслей знания. Авторы обоснованно как одно из условий успешного решения проблемы социальной адаптации детей и подростков считают формирование у них адекватных форм поведения, обучение навыкам управления собственным поведением.
В содержании представленного пособия П. Альберто и Э. Траутман подробно описывают методики использования прикладного анализа поведения как одного из эффективных средств воспитания у детей социально приемлемых форм поведения, овладение которым позволит специалистам, прежде всего педагогам, успешно решать профессиональные задачи.
Методика и приемы коррекционно-развивающей работы, описанные в пособии, были апробированы и показали хорошие результаты в деятельности с детьми дошкольного школьного возраста, а также с подростками.
Учебное пособие П. Альберто и Э. Траутман состоит из 13 глав, глоссария, именного и предметного указателей. Проблемы современной школы, характерные как для зарубежной, так и для отечественной педагогики, рассматриваются авторами с учетом современного состояния психолого-педагогической науки. Все главы пособия взаимосвязаны, характерно логичное развитие повествования, постепенный, обоснованный переход от теории к практике.
Каждая глава открывается кратким содержанием рассматриваемых в ней вопросов, а заканчивается практико-ориентированными заданиями.
В первой главе «Истоки прикладного анализа поведения» П. Альберто и Э. Траутман показывают историю развития методов прикладного анализа поведения, почему до настоящего времени его активно используют практики. Представляют интерес и попытки авторов дать разностороннее объяснение разных форм поведения людей в различных жизненных ситуациях.
Во второй главе «Ответственное применение методик прикладного анализа поведения» дается описание методологии и применения прикладного анализа поведения в практической деятельности педагогов. Обоснованно включение в данную главу материала с пояснениями используемых терминов. Не подвергается сомнению и тезис авторов о том, что использование в работе методик прикладного анализа поведения педагог реализует с целью оказать помощь ученикам своего класса.
В главе «Постановка поведенческих целей» П. Альберто и Э. Траутман обсуждают начальный этап («шаг») в работе – определение целевого поведения, другими словами, тех его форм, которые требуют изменений. На конкретных примерах показана необходимость изменения неконструктивных форм поведения для успешного обучения и решения других жизненно-важных задач. Особенный интерес и практическую значимость представляет изучение взаимосвязи определенных поведенческих целей и индивидуальной образовательной программы (ИОП).
В четвертой главе, которая носит название «Методики сбора данных»
рассматривается вопрос о том, с какой целью педагогу следует анализировать и собирать сведения о продвижении своих учеников, поскольку большинство ограничиваются только фиксацией успеваемости учащихся. Авторы рассматривают параметры наблюдения и фиксации поведения обучающихся, чтобы вовремя помочь, подсказать ребенку и его родителям о необходимости выработки новых форм поведенческих реакций. Как положительно зарекомендовавшие себя приемы рассматриваются эпизодические отчеты, протоколирование остаточного продукта, а также методику и конкретные примеры их использования на практике.
В пятой главе «Графическое представление данных» рассмотрены различные виды графиков, их достоинства и слабые стороны, основные правила построения и преобразования данных, полученных в ходе наблюдения, в графическую форму. В качестве вопросов для обсуждения студентам предлагается провести подобные действия с данными, полученными на практике (составить сводки успеваемости учеников, показать родителям успехи детей и др.).
В шестой главе рассмотрены вопросы измерений достижений учащихся во время вмешательства и графического представления данных при наблюдении за поведенческими реакциями, необходимостью их смены при возникновении затруднений у детей, инструментарий схем индивидуального исследования обучающихся. Только использование схемы исследования как систематического шаблона для сбора данных позволит наблюдателю с уверенностью констатировать наличие прямой связи между вмешательством со стороны педагога и изменением поведенческих реакций обучающегося.
В седьмой главе рукописи «Определение функции поведения» авторы описывают само понятие «поведение», его функции, приемы поддержания социально одобряемых форм поведения, а также приводят методические рекомендации по разработке плана и условий, анализа, поддержания желательных форм поведения. Приводя описание случаев из практики о повторяющихся неприемлемых формах поведения обучающихся, П. Альберто и Э. Траутман закономерно делают вывод, что в работе с детьми не могут быть постоянно использованы одни и те же приемы, требуется их смена с учетом возраста, социальной ситуации, в которой находится ребенок. Одним из важнейших факторов смены стратегии в работе с ребенком является определение функции поведения в конкретной ситуации: будет ли это поведение, направленное на привлечение внимания; направленное на получение осязаемых благ; направленное на сенсорную стимуляцию; направленное на бегство от внимания и взаимодействия; направленное на бегство от выполнения задачи; направленное на бегство от внутренней стимуляции, причиняющей боль или дискомфорт. Поэтому если целью анализа является определение функции поведения, то анализируются основные состояния, в которых могут проявиться функции поведения.
Особый интерес представляет описание приемов поддержания желаемого поведения, что, по сути, является расширением базовых элементов прикладного анализа поведения и предполагает применение всех существующих в арсенале педагога средств для расширения спектра надлежащего поведения ученика, использование методов системных изменений и переустройства социальной микросреды, в которой находится ребенок. Такие преобразования следует совершать как с целью обеспечения обобщения и сохранения надлежащего поведения, так и с целью повышения качества жизни ученика.
Восьмая глава «Организация последствий, усиливающих поведение» содержит описание приятных для ребенка поощрений и событий, направленных на закрепление социально одобряемого поведения. Все совершаемые людьми действия приводят к тому или иному последствию, и если это положительное последствие, то человек начинает вести себя таким образом и впредь. Поэтому закономерно, что в данной главе подробно рассмотрены результативные методики применения положительного подкрепления для изменения поведения учащихся в классе – первичные и вторичные подкрепляющие стимулы, а также принципы и этапность («шаги») отбора подкрепляющих стимулов, их виды.
В девятой главе «Организация последствий, ослабляющих поведение» приведены правила и методики, которыми следует руководствоваться для ослабления нежелательного поведения учащихся (разностное подкрепление; подкрепление несовместимого поведения; угашение; гиперкоррекция).
Десятая глава «Разностное подкрепление: антецендетное управление и формирование поведения» посвящена описанию способов обучения новым навыкам, а по сути формированию новых форм поведения.
В следующей главе «Обобщенное изменение поведения» на обсуждение выносится вопрос: изменение поведения является ли неизбежным ограничителем свободы личности? На этот вопрос большинство исследователей, особенно в последние годы, отвечают, что бессмысленно изменять поведение, если это изменение не будет носить постоянный характер, или будет возникать только в единственной ситуации или в присутствии определенных людей. Далее авторы достаточно подробно анализируют методы обеспечения сохранности желательных форм поведения.
В двенадцатой главе – «Обучение управлению собственным поведением» - П. Альберто и Э. Траутман, закономерно переходят от формирования к закреплению умения самостоятельно подбирать социально одобряемые формы поведения, поэтому в тексте главы основное внимание уделено описанию методов передачи управления поведением от учителя ученикам, что способствует формированию самостоятельности обучающихся, закреплению правильных форм поведения в различных обстоятельствах, в том числе таких где нет руководящего воздействия взрослого. Как наиболее действенный прием работы рассматривается самоинструктирование.
Последняя, тринадцатая глава – «От теории к практике» - подводит итог всему изложенному в пособии материалу и направлена на подготовку студентов уде к самостоятельному практическому использованию полученных знаний и навыков о прикладном анализе поведения в работе с учащимися с целью формирования у них социально одобряемых форм поведения. В качестве завершающего задания студентам предлагается проанализировать, сколько за период обучения они выявили поведенческих закономерностей и полностью ли изучена данная проблема?
В содержании представленного пособия П. Альберто и Э. Траутман подробно описывают методики использования прикладного анализа поведения как одного из эффективных средств воспитания у детей социально приемлемых форм поведения, овладение которым позволит специалистам, прежде всего педагогам, успешно решать профессиональные задачи.
Методика и приемы коррекционно-развивающей работы, описанные в пособии, были апробированы и показали хорошие результаты в деятельности с детьми дошкольного школьного возраста, а также с подростками.
Учебное пособие П. Альберто и Э. Траутман состоит из 13 глав, глоссария, именного и предметного указателей. Проблемы современной школы, характерные как для зарубежной, так и для отечественной педагогики, рассматриваются авторами с учетом современного состояния психолого-педагогической науки. Все главы пособия взаимосвязаны, характерно логичное развитие повествования, постепенный, обоснованный переход от теории к практике.
Каждая глава открывается кратким содержанием рассматриваемых в ней вопросов, а заканчивается практико-ориентированными заданиями.
В первой главе «Истоки прикладного анализа поведения» П. Альберто и Э. Траутман показывают историю развития методов прикладного анализа поведения, почему до настоящего времени его активно используют практики. Представляют интерес и попытки авторов дать разностороннее объяснение разных форм поведения людей в различных жизненных ситуациях.
Во второй главе «Ответственное применение методик прикладного анализа поведения» дается описание методологии и применения прикладного анализа поведения в практической деятельности педагогов. Обоснованно включение в данную главу материала с пояснениями используемых терминов. Не подвергается сомнению и тезис авторов о том, что использование в работе методик прикладного анализа поведения педагог реализует с целью оказать помощь ученикам своего класса.
В главе «Постановка поведенческих целей» П. Альберто и Э. Траутман обсуждают начальный этап («шаг») в работе – определение целевого поведения, другими словами, тех его форм, которые требуют изменений. На конкретных примерах показана необходимость изменения неконструктивных форм поведения для успешного обучения и решения других жизненно-важных задач. Особенный интерес и практическую значимость представляет изучение взаимосвязи определенных поведенческих целей и индивидуальной образовательной программы (ИОП).
В четвертой главе, которая носит название «Методики сбора данных»
рассматривается вопрос о том, с какой целью педагогу следует анализировать и собирать сведения о продвижении своих учеников, поскольку большинство ограничиваются только фиксацией успеваемости учащихся. Авторы рассматривают параметры наблюдения и фиксации поведения обучающихся, чтобы вовремя помочь, подсказать ребенку и его родителям о необходимости выработки новых форм поведенческих реакций. Как положительно зарекомендовавшие себя приемы рассматриваются эпизодические отчеты, протоколирование остаточного продукта, а также методику и конкретные примеры их использования на практике.
В пятой главе «Графическое представление данных» рассмотрены различные виды графиков, их достоинства и слабые стороны, основные правила построения и преобразования данных, полученных в ходе наблюдения, в графическую форму. В качестве вопросов для обсуждения студентам предлагается провести подобные действия с данными, полученными на практике (составить сводки успеваемости учеников, показать родителям успехи детей и др.).
В шестой главе рассмотрены вопросы измерений достижений учащихся во время вмешательства и графического представления данных при наблюдении за поведенческими реакциями, необходимостью их смены при возникновении затруднений у детей, инструментарий схем индивидуального исследования обучающихся. Только использование схемы исследования как систематического шаблона для сбора данных позволит наблюдателю с уверенностью констатировать наличие прямой связи между вмешательством со стороны педагога и изменением поведенческих реакций обучающегося.
В седьмой главе рукописи «Определение функции поведения» авторы описывают само понятие «поведение», его функции, приемы поддержания социально одобряемых форм поведения, а также приводят методические рекомендации по разработке плана и условий, анализа, поддержания желательных форм поведения. Приводя описание случаев из практики о повторяющихся неприемлемых формах поведения обучающихся, П. Альберто и Э. Траутман закономерно делают вывод, что в работе с детьми не могут быть постоянно использованы одни и те же приемы, требуется их смена с учетом возраста, социальной ситуации, в которой находится ребенок. Одним из важнейших факторов смены стратегии в работе с ребенком является определение функции поведения в конкретной ситуации: будет ли это поведение, направленное на привлечение внимания; направленное на получение осязаемых благ; направленное на сенсорную стимуляцию; направленное на бегство от внимания и взаимодействия; направленное на бегство от выполнения задачи; направленное на бегство от внутренней стимуляции, причиняющей боль или дискомфорт. Поэтому если целью анализа является определение функции поведения, то анализируются основные состояния, в которых могут проявиться функции поведения.
Особый интерес представляет описание приемов поддержания желаемого поведения, что, по сути, является расширением базовых элементов прикладного анализа поведения и предполагает применение всех существующих в арсенале педагога средств для расширения спектра надлежащего поведения ученика, использование методов системных изменений и переустройства социальной микросреды, в которой находится ребенок. Такие преобразования следует совершать как с целью обеспечения обобщения и сохранения надлежащего поведения, так и с целью повышения качества жизни ученика.
Восьмая глава «Организация последствий, усиливающих поведение» содержит описание приятных для ребенка поощрений и событий, направленных на закрепление социально одобряемого поведения. Все совершаемые людьми действия приводят к тому или иному последствию, и если это положительное последствие, то человек начинает вести себя таким образом и впредь. Поэтому закономерно, что в данной главе подробно рассмотрены результативные методики применения положительного подкрепления для изменения поведения учащихся в классе – первичные и вторичные подкрепляющие стимулы, а также принципы и этапность («шаги») отбора подкрепляющих стимулов, их виды.
В девятой главе «Организация последствий, ослабляющих поведение» приведены правила и методики, которыми следует руководствоваться для ослабления нежелательного поведения учащихся (разностное подкрепление; подкрепление несовместимого поведения; угашение; гиперкоррекция).
Десятая глава «Разностное подкрепление: антецендетное управление и формирование поведения» посвящена описанию способов обучения новым навыкам, а по сути формированию новых форм поведения.
В следующей главе «Обобщенное изменение поведения» на обсуждение выносится вопрос: изменение поведения является ли неизбежным ограничителем свободы личности? На этот вопрос большинство исследователей, особенно в последние годы, отвечают, что бессмысленно изменять поведение, если это изменение не будет носить постоянный характер, или будет возникать только в единственной ситуации или в присутствии определенных людей. Далее авторы достаточно подробно анализируют методы обеспечения сохранности желательных форм поведения.
В двенадцатой главе – «Обучение управлению собственным поведением» - П. Альберто и Э. Траутман, закономерно переходят от формирования к закреплению умения самостоятельно подбирать социально одобряемые формы поведения, поэтому в тексте главы основное внимание уделено описанию методов передачи управления поведением от учителя ученикам, что способствует формированию самостоятельности обучающихся, закреплению правильных форм поведения в различных обстоятельствах, в том числе таких где нет руководящего воздействия взрослого. Как наиболее действенный прием работы рассматривается самоинструктирование.
Последняя, тринадцатая глава – «От теории к практике» - подводит итог всему изложенному в пособии материалу и направлена на подготовку студентов уде к самостоятельному практическому использованию полученных знаний и навыков о прикладном анализе поведения в работе с учащимися с целью формирования у них социально одобряемых форм поведения. В качестве завершающего задания студентам предлагается проанализировать, сколько за период обучения они выявили поведенческих закономерностей и полностью ли изучена данная проблема?
Данное пособие, несомненно, является новым, самобытным изданием, в котором представлены отечественному читателю только осваиваемые широким педагогическим сообществом технологии прикладного анализа поведения, которые используются в практической деятельности педагогов для формирования и закрепления у обучающихся адекватных форм поведения. Можно констатировать, что это одно из первых пособий, выходящих на русском языке по вышеназванной проблеме.
Рост числа детей с различными девиациями поведения, что обусловлено разными факторами, в том числе и социальными, делает рецензируемую работу, безусловно, актуальной. Представленные авторами практические наработки использования методик прикладного анализа поведения в работе с детьми разных возрастных групп, как нормативно развивающихся, так и с особыми образовательными потребностями, доказывают практическую направленность рецензируемого пособия.
В содержании учебно-методического пособия прослеживается логика построения основных разделов, их взаимосвязь. Использование пособия позволит реализовать в работе со студентами современные образовательные технологии. Достаточное количество приведенных конкретных методик и приемов использования на практике прикладного анализа поведения позволяет оценить пособие как выполненное на высоком методическом уровне.
Рост числа детей с различными девиациями поведения, что обусловлено разными факторами, в том числе и социальными, делает рецензируемую работу, безусловно, актуальной. Представленные авторами практические наработки использования методик прикладного анализа поведения в работе с детьми разных возрастных групп, как нормативно развивающихся, так и с особыми образовательными потребностями, доказывают практическую направленность рецензируемого пособия.
В содержании учебно-методического пособия прослеживается логика построения основных разделов, их взаимосвязь. Использование пособия позволит реализовать в работе со студентами современные образовательные технологии. Достаточное количество приведенных конкретных методик и приемов использования на практике прикладного анализа поведения позволяет оценить пособие как выполненное на высоком методическом уровне.
Доцент кафедры логопедии
Московского государственного
гуманитарного университета им. М.А. Шолохова,
кандидат педагогических наук,
доцент Л.А. Тишина