Аннотация к учебно-методическому пособию Дебры Лич «Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС» кандидата психологических наук, доцента кафедры специального (дефектологического) образования МГППУ В.М.Самойловой

Новое учебное издание Д. Лич продолжает развивать психологические и педагогические идеи, высказанные автором в работе «Детский аутизм и вербально поведенческий подход» и уж знакомые российским специалистам, занимающимся проблемами детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Разрабатываемый Д. Лич вербально-поведенческий подход зарекомендовал себя как надежный, результативный метод коррекции и развития детей с диагнозом «аутизм».
Учебное издание, впрочем, будет интересным не только педагогам, родителям, но и психологам, сопровождающим семьи и детей с нарушениями аутистического спектра.
 
Д. Лич знакомит своих читателей с методами работы в инклюзивных образовательных организациях, созданием комфортных психологических условий для РАС, уточняет модели взаимодействия специалистов разных профилей, занимающихся сопровождением и оказанием помощи детям данной категории.
 
Учебно-методическое пособие, созданное Д. Лич, включает семь глав и приложения. Содержание учебного пособия не только раскрывает особенности педагогической работы с целью модификации поведения детей-аутистов, но и позволяет познакомиться с важными для адаптации детей данной категории направлениями психологической работы.
 
В первой главе Д. Лич представляет обзор состояния проблемы расстройств когнитивной и эмоциональной сфер у детей с аутизмом. Особое внимание автор уделяет возможностям обучения детей с РАС в общеобразовательной школе. Д. Лич анализирует современный передовой опыт с учетом как его достоинств, так и указывает на факторы, препятствующие успешности совместного обучения нормативно развивающихся и детей с особенностями развития.
 
Знакомство с данным материалом позволит специалистам, работающим с такими детьми, в частности, психологу, адекватно строить свою работу. Например, автор обосновывает необходимость специально оборудованных помещений для совместного обучения детей, выработки правил и форм взаимодействия, возможности применения психолого-ориентированных методов и приемов в работе с детьми-аутистами. Распределение обязанностей внутри коллектива специалистов, занятых коррекцией поведения детей с РАС, позволяет создать благоприятный психологический климат в общеобразовательной организации как в педагогическом, так и ученическом коллективах, что в конечном итоге положительно отразится на адаптации ребенка с РАС к образовательной среде и социуму в целом.
 
Во второй главе излагается история возникновения и развития самой науки о поведении, обосновывается её психологическая целесообразность, уточняется значение роль и роль речевого поведения для управления индивидом своим поведением. Д. Лич обосновывает психологическую технологичность, эффективность предлагаемых методов, возможности их переноса в новые для ребенка условия. Использование методов прикладного анализа поведения в инклюзивных классах образовательных организаций для отечественной специальной психологии явление новое, поэтому знакомство с опытом использования подобных технологий и психологические изменения в деятельности детей с расстройствами аутистического спектра представляют большой интерес как для студентов, так и уже практикующих специалистов.
 
Оценивание эффективности социальной адаптации ребенка с РАС, выявление его интересов, желаний, степени самостоятельности – важнейшая задача деятельности психолога инклюзивной образовательной организации. Эти вопросы автор описывает в третьей главе. Сопровождающие адаптационную и обучающую деятельность специалисты получают представление о методах, критериях оценки важнейших поведенческих навыков детей с РАС в случаях применения технологий прикладного поведенческого анализа. Эффективность оценивания продвижения на пути овладения новыми социальными формами поведения позволяет психологам и педагогам своевременно предупреждать ошибка в овладении значимыми для адаптации видами социального поведения, правильнее планировать педагогическую деятельность, организовывать помощь родителям, стремящимся помощь своим детям стать полноправным членами общества, выстроить правильные взаимоотношения с ровесниками и взрослыми.
 
Материалы четвертой главы направлены на обучение специалистов общеобразовательных и инклюзивных школ определять, формулировать, подбирать критерии для обоснования целей работы с детьми-аутистами. Цель, как известно, является системообразующим фактором любой системы, в том числе и образовательной. От понимания целей и задач работы с детьми с расстройствами аутистического спектра зависит подбор образовательных технологий, пути обустройства образовательной среды. Д. Лич показываетпсихологам и педагогам важность положительных формулировок целей, предлагает критерии для формулирования целей. Она предлагает комплект целей для индивидуальных образовательных программ, которые специалисты могут использовать в своей деятельности, а также способы реализации поставленных целей применительно к задачам развития конкретного ребенка.
 
В пятой главе автор переходит к рассмотрению принципов и правил разработки поведенческих образовательных методик. Педагогическая по своей сути глава, безусловно, представляет интерес и для психологов, т.к. дает психологам инструментарий для проведения коррекционно-развивающих занятий, методики психолого-педагогической коррекции. Полученные в пятой главе сведения помогут установить более тесное взаимодействие между представителями разных специальностей, работающих с детьми рассматриваемой категории.
 
В следующей, шестой главе Д. Лич описывает методы оценки результатов деятельности детей. Автором обсуждаются методы сбора данных для оценки уровня освоения навыка, оценивания успешности конкретных учащихся при нахождении их в инклюзивных классах, что поможет оказать им своевременно необходимую помощь, подобрать коррекционные технологии в случае затруднений на пути к успеху. Иными словами, из содержания данной главы читатель получает сведения об адекватном оценивании детских и педагогических усилий специалиста по прикладному анализу поведения.
 
Последняя, седьмая глава посвящена уточнению роли специалистов разных профилей в организации помощи детям с РАС, обучающимся в образовательных организациях, в том числе и инклюзивных. Знание функциональных обязанностей каждого члена команды специалистов будет способствовать эффективности оказываемой помощи детям с аутизмом, более адекватному планированию работы с таким ребенком с учетом его психологических особенностей.
 
В заключение каждой главы автор учебного пособия предлагает вопросы и задания для закрепления пройденного материала. У студентов появляется возможность проверить собственные знания, точнее и глубже осознать материал главы. Также автором предлагаются задания практического характера, направленные на формирование и закрепление необходимых профессиональных компетенций. 
 
Приложения учебного пособия дополняют и уточняют содержанием глав и содержат алгоритмы, направленные на освоение студентами методов и приемов формирования той или иной формы социального поведения. Д. Лич предлагает для этих алгоритмов наименование «прикладные обучающие планы поведения». Каждый пример структурирован, точно описан:  дается цель обучения; определяется методика формирования поведения; обозначаются виды помощи ребенку в ходе овладения новой формой поведения. Подобная точность и краткость «прикладного обучающего плана поведения» не допускает многозначности трактовки обучению новому виду поведения, сосредотачивает внимание специалиста на технических вопросах достижения поставленной цели, что уменьшает количество ошибок и сокращает время овладения поведенческим навыком. 
 
Данное учебно-методическое пособие является оригинальным, не имеющим аналогов в отечественной специальной литературе. В то же время автор верен избранной тематике исследования, что позволяет рассматривать данную работу как продолжение предыдущих изданий, углублении и конкретизации ранее высказанных идей, их привязке к условиям инклюзивного обучения.
 
Отмечающийся во всем мире рост числа детей, страдающих РАС, с одной стороны, наглядно показан приведенной в тексте пособия статистикой, с другой позволяет убедительно констатировать актуальность данного пособия. Материал, изложенный в пособии, особенно в приложениях, не оставляет сомнения в высокой степени его практической направленности. Описанный опыт применения рекомендуемых методик наглядно показывает эффективность их использования в работе с детьми с РАС.  
 
Учебно-методическое пособие «Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС» отличается выраженной методической направленностью, четкой алгоритмизацией и структурированностью, построено с учетом возможности использования в процессе обучения студентов современных образовательных технологий. Работа преподавателя и студента с использованием данного пособия позволит актуализировать имеющиеся знания по работе с тем или иным видом технологий, закрепить формируемые у студентов практические навыки, а также оптимизировать оценивание учебных и личностных достижений.
 
 
 
Доцент кафедры специального (дефектологического) образования МГППУ,
кандидат психологических наук,
доцент В.М. Самойлова