Юлия Костенкова декан факультета клинической и специальной психологии МГППУ о книге Тр.Смита «Доказательный опыт успешной инклюзии учащихся с расстройствами аутистического спектра»

Учебно-методическое пособие Тр. Смит «Доказательный опыт успешной инклюзии учащихся с РАС. Практическое руководство» – новое переводное издание, представленное российским специалистам, занимающимся проблемами детей и подростков, обучающихся в условиях инклюзивных образовательных организаций.
Опыт совместного обучения нормативно развивающихся детей и детей с особенностями в развитии для нас особенно важен, поскольку научных и учебно-методических работ до настоящего времени мало.
Основной идеей представленной на рецензию рукописи является применение индивидуального подхода к обучению детей с РАС в условиях инклюзии. Автор отмечает, что поскольку проявления аутизма и расстройств аутистического спектра у детей бывают достаточно разными, то важно грамотно выстроить индивидуальную образовательную программу (ИОП). Для одних детей возможно использование автономного (ресурсного) класса, для других – вмешательство специалистов психолого-педагогического и медицинского профиля необходимо меньше. При этом работа команды специалистов по определению стратегии обучения ребенка с РАС не должна быть разовой, а должна носить длительный и комплексный характер.
Автор описывает пошаговый алгоритм включения детей с РАС в образовательный процесс обычной общеобразовательной школы, учитывая различия таких учеников. В пособии представлены рекомендации по подготовке к совместному обучению как учителей и команды сопровождающих специалистов, так и учеников (с нормативным развитием и с РАС) и их родителей. Это обусловлено тем, что, как показывает автор, всем участникам образовательного процесса необходима и эмоциональная, и предметная подготовка к началу инклюзивного обучения.
Описанные педагогические технологии применимы к разному контингенту обучающихся, начиная от учеников начальной школы и заканчивая учащимися старших классов. Поэтому публикация представленного на рецензию пособия окажет большую пользу при подготовке специалистов психолого-педагогического направления в высшей школе.
 
Рукопись учебно-методического пособия Тр. Смита состоит из трех частей, 13 глав и глоссария с определением используемых терминов. Важнейшие проблемы современной школы, обучающей как нормативно развивающихся, так и детей с особыми образовательными потребностями, не остаются без внимания автора. Составные части пособия логически связаны и представляют единое целостное повествование. Последовательно выстроенное содержание позволяет непросто познакомиться с технологиями управления образованием и поведением учащихся с РАС, но и понять назначение каждой технологии в формировании развивающейся личности.
В каждой главе представлены как теоретические и нормативно-правовые предпосылки излагаемой идеи, так и практические примеры, поясняющие предлагаемую технологию. Учебный материал преподносится как живой диалог, в котором опытный педагог Тр. Смит делится своими наработками, используя многочисленные примеры из собственной практики и практики своих коллег. Откровенное и доверительное общение мотивирует читателя на внимательное прочтение каждого случая, анализ и размышление над каждым выдвинутым автором тезисом.
Первая часть книги, представленная двумя главами, сосредоточена на постановке проблемы, представлены конкретные положительные и негативные примеры инклюзии детей с РАС. Также вниманию читателя в первой части пособия на рассмотрение представлены важные теоретические положения научных представлений об аутизме и расстройствах аутистического спектра, о различиях в них и способах коррекции. Первая и вторая главы важны в теоретическом отношении, поскольку без определения и понимания терминологического аппарата, основных мировоззренческих позиций дельнейший заочный диалог автора и читателя будет малопродуктивен. Подводя итог, Тр. Смит показывает, насколько важно педагогам и психологам научиться подбирать и создавать условия для совершенствования поведения детей, направленного на успешное освоение учебной программы, саморазвитие детей.
Вторая часть рецензируемой работы (главы 3, 4, 5, 6) посвящена подготовке к внедрению инклюзии в общеобразовательной школе с применением индивидуальной образовательной траектории обучающихся с РАС. Цели и методы обучения должны быть понятна и усвоены не только педагогами, проводящими обучение, но и учащимися. Все участники инклюзивного образования должны быть готовы как с эмоциональной стороны, так и в плане знания теоретических аспектов обучения детей с РАС, знания их особенностей (в общих чертах, почерпнутых в учебных и научных изданиях, и в части проблем конкретного ребенка).
В третьей части (главы с седьмой по тринадцатую) предлагается конкретный опыт адаптации образовательного процесса школы к обучению детей с РАС. Автор указывает на конкретные проблемы, возникающие при реализации инклюзии, и предлагает их решение, четко описывая технологии обучения учащихся с особыми образовательными потребностями.
 
Данное учебно-методическое пособие является оригинальным изданием, в котором рассматривается ряд актуальных вопросов, важных как для теоретических исследований в области психологии и педагогики инклюзивного образования, так и для практической работы педагогических работников, связанных в образовательных учреждениях с реализацией совместного обучения нормативно развивающихся учеников и детей с РАС.
 
Приводимые в практическом руководстве Тр. Смита примеры используемых в практике технологий работы с детьми по формированию социально приемлемых форм поведения, описание конкретных примеров работы с учениками с РАС, позволяют высоко оценить качество предлагаемого материала по вопросам актуальной практики современной работы образовательных учреждений по организации включенного обучения.
 
Учебно-методическое пособие Тр. Смита написано на высоком уровне, поскольку содержит детальное описание предлагаемых автором к использованию в практической деятельности психолого-педагогических работников, занятых в работе с детьми с РАС, технологий работы. Четкая структура и насыщенность пособия практическими примерам позволяют рекомендовать его к использованию в работе по реализации программ включенного обучения с применением современных образовательных технологий.
 
 
Декан факультета клинической и специальной
психологии МГППУ
кандидат педагогических наук, доцент                               Ю.А. Костенкова